RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 08.11.2011

Слияния и поглощения

В Новокузнецке продолжается оптимизация сети образовательных учреждений. Сейчас основные цели реорганизации – создать дополнительные места в детских садах и сохранить здания школ. О результатах последних пяти лет и ближайших перспективах в сфере образования говорили на городской коллегии.

Стратегия государства понятна – нужно улучшать условия обучения детей и подростков и при этом не переплачивать. Перекраивать городскую карту, убирая с неё одни школы, объединяя другие и меняя статус третьих, начали ещё в 2006 году. Причин тому несколько. Одна из них – переход на новую систему оплаты труда, при которой размер заработка педагогов поставлен в прямую зависимость от наполняемости классов. Количество учащихся за последние десять лет снизилось значительно – с 68 тысяч человек в 2001 году до 52 – в нынешнем. Теперь работать в малокомплектных школах учителям попросту невыгодно. Кроме того, выросла очередь в детские сады, значительно изменились требования к образовательным учреждениям, и в старом качестве некоторые не прошли бы аттестации.

– За пять лет действия программы ликвидированы восемь ветхих зданий школ, ещё 19 учреждений реорганизованы – переведены из разряда средних общеобразовательных в основные или объединены, – заявила на совещании председатель комитета образования и науки Татьяна Рагозина. – Все освободившиеся здания используются под нужды муниципальной системы образования.

При объединении школ в одном из помещений, как правило, проводятся уроки в младших классах, во втором – занимаются старшеклассники. Приведём конкретный пример – объединённые в текущем году школы №№31 и 87. Весной новость об их слиянии обрадовала далеко не всех. Теперь, когда прения завершены и объединённая школа занимает два здания, можно рассуждать скорее о плюсах, чем о минусах. Начальная школа переехала в бывшую 87-ю. В распоряжении детей отдельное здание с рекреационными зонами, спортзалом и столовой, гардероб на первом этаже, а не в подвале… Старшеклассники, в свою очередь, могут выбрать профильное обучение в соответствии с требованиями государства. Все дети теперь учатся в одну смену. Рост количества учащихся отразился на финансировании. Значит, и учителя получат чуть больше, и на ремонты можно будет выкраивать копеечку…

Как было озвучено на коллегии, школы объединяют ещё и в целях сохранности зданий. Известно, что любая постройка, становясь нежилой, ветшает намного быстрее. Сейчас такая ситуация наблюдается в ряде малокомплектных школ, где третьи этажи попросту не востребованы. Вместе с тем не за горами день, когда нынешние дошколята сядут за парты… Если сейчас законсервировать помещения, за дальнейшее возвращение их в нормальный цикл функционирования позже придётся заплатить дороже, чем если эксплуатировать и содержать их в порядке. Не стоит также забывать о том, что здания, как и люди, стареют. На сегодня в городе 40 образовательных учреждений 1930 – 1940-х годов постройки, где не созданы все необходимые условия для обучения (особенно если рассматривать их с точки зрения новых санитарно-гигиенических норм и перехода на современные федеральные стандарты). Часть из них предлагается вовсе снести, а средства, предусмотренные на их финансирование, перераспределить между другими учреждениями.

Подобное решение, в частности, предлагается принять в отношении пяти висящих на балансе комитета образования аварийных зданий. Признаны негодными к дальнейшему использованию: школы №45 в Куйбышевском и №40 в Кузнецком районах, СЮТ №2 в Орджоникидзевском районе, склады МУ «Комбинат питания» на 6-м километре и здание спортшколы на Малоэтажке. На деле этих учреждений давно не существует, остались лишь ветхие постройки, выставленные на продажу. Желающих их купить нет. Вместе с тем ежемесячно город тратит 235 тысяч на их охрану, теплоснабжение, приобретение угля, водо- и электроснабжение.

Не менее важная причина реорганизации – дефицит мест в детских садах. Новокузнецк пожинает плоды 1990-х, когда здания дошкольных учреждений передавали под другие нужды, а то и вовсе продавали. Проблему решают, но темпы явно недостаточны. По данным городского комитета образования, с 2006 года в городе дополнительно создано 2785 мест как за счёт строительства трёх новых детских садов, открытия 94 групп в действующих, так и капитального ремонта шести зданий, возвращённых по программе реструктуризации и оптимизации для использования по прямому назначению.

Вот ещё факты: сейчас своей очереди ждут 11330 малышей, а в очереди на возврат 77 бывших зданий детсадов, 38 из которых задействованы образовательными учреждениями. Возвращать, считает Татьяна Рагозина, «есть смысл только те здания, в которых в соответствии с новыми СанПиНами можно разместить 100 и более детей». Только в этом случае будут заметны сразу и социальный эффект (сократятся очереди), и экономический (стоимость в пересчёте на каждого принятого туда ребёнка окажется меньше, чем при строительстве нового здания). У властей, к сожалению, уже был опыт, когда повторный ввод в строй дошкольного учреждения для 30 обучающихся обошёлся бюджету в 30 миллионов рублей.

Оптимизация, конечно, приносит свои финансовые плоды. С 2009 года объём неэффективных расходов в сфере общего образования снизился на 63 процента. Но этого недостаточно. С деньгами, как обычно, проблемы – их не хватает на ремонт аварийных 72-го и 85-го детских садов в Куйбышевском районе, закрытой из-за бедственного состояния группы в детском саду №1. По той же причине не ведутся ремонтные работы в трёх детских садах (№№27, 64 и 124), возвращённых в систему образования ещё в 2007 – 2008 годах. Список можно продолжать до бесконечности…

Увы, в ближайшем будущем образовательной сети снова предстоят сокращения. В рамках мероприятий по оптимизации в 2011 – 2012 учебном году объединятся три образовательные школы: основная школа №24 + средняя школа №71 = средняя школа №71; основная школа №33 + средняя школа №81 = средняя школа №81; открытая (сменная) школа №86 + вечерняя школа №1 (на фото) = вечерняя школа №1. Женская школа-интернат, общеобразовательные школы под номерами 19 и 90 вовсе перестанут существовать. Освободившееся здание школы-интерната будет использовано под детский сад на 80 мест. В списках на ликвидацию три подростковых клуба: «Восток» (Дом детского творчества №1), «Монтажник» (ДЮСШ №1) и «Орлёнок» (ВСЦ «Патриот»).

Реформирование городского образования, заметил на коллегии заместитель главы города Владимир Роккель, должно сохранить хотя бы то, что уже есть. Через несколько лет, когда нынешние малыши придут в школы и подростковые клубы, мест должно хватить на всех. Поэтому, подчеркнул Владимир Робертович, «скоропалительно и огульно ни одно учебное заведение не должно быть закрыто».

Георгий Ладов
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter