RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 23.11.2010

Побочные эффекты обретения гармонии

Известно, что свобода предпринимательства, которую обрела наша страна, самым благоприятным образом отразилась на развитии домостроительства, в том числе и в нашем городе. Бодро, как джунгли, растут кварталы высотных зданий, широкие ленты автострад завершаются мудрёной вязью кольцевых развязок, покупателей радуют просторные супермаркеты. В такой атмосфере позитивного созидания есть где применить свои творческие силы архитекторам, оставить на века потомкам застывшую в камне Гармонию.

Однако первые шаги не всегда тверды, и стоит ли удивляться, что они иногда оставляют весьма специфические следы? Характерным примером здесь является скульптурное творчество Зураба Церетели. О всех его плодах говорить не будем, достаточно вспомнить Колумба, которого он сваял к 500-летию открытия европейцами Америки и вознамерился продать его США. Мол, юбилей, грех не украсить свои берега 90-метровым бронзовым монстром. Заокеанские жители, однако, категорически отказались. Но не пропадать же добру, и к телу в средневековых доспехах добавили голову с выпученными глазами – вот вам и Пётр Великий. Скульптор поставил его на ростральную колонну, хотя такие колонны возводились римлянами в честь морских побед, и в них замуровывали тараны вражеских триер. Под истуканом же торчат носы кораблей с андреевскими флагами, так что, по версии Церетели, российский флот был Петром разгромлен (а победил, надо полагать, грузинский флот). Но ничего, тогда мэр Лужков активно поддержал творца, и все протесты были безрезультатны.

Только сейчас, когда в Москве сменился градоначальник, власти разглядели эту уникальную смесь уродства и маразма, и даже появились смелые предложения на счёт удаления этого объекта из городской черты. Новокузнецк, конечно, не столица, и провинциальный масштаб защитил наш город от грандиозных архитектурно-скульптурных экспериментов. Но поиск новых форм за прошедшее десятилетие шёл и у нас, и не всё найденное оказалось, мягко говоря, безупречным. Сейчас, как кажется, пришло время для совершенствования внешнего облика города, и, очевидно, будет к месту упомянуть те из новоявленных архитектурных задумок, которые наиболее бросаются в глаза и вызывают вопросы и замечания.

Первым образцом чрезмерной оригинальности является Крыльцо школы №91, что на улице Транспортная, 29. Это сооружение нужно величать именно так, с большой буквы, потому что более мощный вход в учебное учреждение трудно придумать. Массивные и частые колонны поддерживают крышу с широким фризом, чем закрывают от прохожих добрую половину здания школы. Чем-то это Крыльцо напоминает долговременную огневую точку или ворота каменного замка – массивно, угрожающе, неприступно. Опять же, фронтон и колонны сложены из красного кирпича, как у московского Кремля. Державно.

Но с какой целью возвели данное укрепление? Чтобы оно надёжно прикрывало от дождя или града старшеклассников, выбежавших покурить на перемене? Забота о здоровье подрастающего поколения – дело, безусловно, хорошее, но можно было найти решение поскромнее, а главное – поэстетичнее. Ведь одна из характеристик красоты – пропорциональность, а здесь она где? Почему же вход в здание советской типовой постройки 1961 года в 2002 году решили украсить средневековыми укреплениями? И какова стоимость этого мегакрылечка? Наверное, если к израсходованной на её возведение сумме можно было бы добавить ещё немного денег, то хватило бы на новую школу…

Ещё один наглядный во всех смыслах пример сочетания несочетаемого – здание по адресу: пр. Строителей, 47, многие годы в народе называвшееся «железнодорожными кассами». Этот дом был построен в середине 50-х годов с претензией на архитектурный изыск и на фоне многих десятков одинаковых пяти-, девятиэтажек до сих пор смотрится весьма презентабельно. Но замысел архитектора воплощён не полностью: крышу здания должен был украшать взметнувшийся в небо острый шпиль, ещё издалека заметный прохожим, идущим по проспекту Металлургов (тогда ещё Молотова). Однако время возведения совпало с началом кампании по борьбе с архитектурными излишествами во славу экономии, и потому, построив дом, решили, что не стоит колоть небо псевдоготической шпилькой. На плоской крыше разместилась только просторная художественная мастерская, отчего дом без шпиля стал чем-то похож на мавзолей.

Вообще-то странно, что сэкономить решили на практически завершённом здании, но с волюнтаристскими решениями начальства тогда не спорили – веление партии, веление времени. Говоря сугубо субъективно, тиран умер, и красивые здания перестали строить. Так бы и стоять последнему воплощению монументального сталинского классицизма скромным свидетельством перелома эпох, но чей-то профессиональный архитекторский глаз углядел площадку для смелого творческого самовыражения. Оно и случилось, причём совсем недавно, в 2004 году, когда на крыше здания была возведена затейливая башенка. Точнее, псевдобашенка, так как она представляет собой сварную конструкцию из железа, лишь внешне изображающую нормальное строение, с фальшивым флажком на вершине. Стиль этой декорации условно можно назвать «кремлёвским», подражающим башням на главной крепости страны.

В одном обзоре, посвящённом строительным свершениям в нашем городе, дом на Строителей, 47 охарактеризован как «недавно обретший архитектурную законченность». Вот тут-то позвольте не согласиться. Псевдобашня совершенно дисгармонирует со зданием, на котором установлена, она так же уместна, как шутовской колпак на одетом по всей форме сотруднике НКВД. Это заметили создатели надстройки и попытались скрасить в прямом смысле этого слова: покрыли дом жёлто-коричневыми полосами под цвета самой башни. Ситуацию покраска не спасла, и удачное расположение здания никак не позволяет скрыть от гостей города этот символ победы местного архитектурного волюнтаризма над базовыми принципами мирового зодчества.

Наконец, третий пример сомнительной попытки украсить Новокузнецк может увидеть каждый, кто идёт пешком по улице Кирова от художественного музея до Универбыта. Возле двух зданий шестнадцатиэтажек над тротуаром возведены странные железные конструкции, очень напоминающие каркас летнего кафе, но без натянутого тента. Прохожие проходят под ними и, наверное, уже привыкли к символическому тоннелю, но вопросы к его создателям всё равно остаются. Для чего предназначена данная конструкция? Функциональной нагрузки она не несёт (говоря по-простому – пользы от неё никакой), декоративное назначение тут увидит только человек с очень своеобразным представлением о красоте. Так для чего сие?

Можно предположить, что каркасы связаны со сравнительно недавним изменением на улице Кирова, когда почти вплотную к шестнадцатиэтажным домам были пристроены ещё два здания. В исходном плане улицы, разработанном ещё несколько десятилетий назад, такие строения не предусматривались, и они нарушали общую архитектурную композицию. Широкий тротуар возле советских «небоскрёбов» был существенно урезан, и чтобы облагородить довольно узкие проходы, придумали закрыть их тентами, мол, единое целое между зданиями, единый, так сказать, ансамбль. Но при реализации увидели, что получится всё крайне непрезентабельно, и оставили каркасы как есть. Это, повторюсь, лишь предположение, а что в действительности породило «воздушные тоннели», доподлинно знают только их творцы.

Неверно, конечно, думать, будто у нас в городе за последние годы архитекторы не смогли достойно показать уровень своего мастерства. Хорошим примером здесь может служить памятник воинам-интернационалистам, воздвигнутый недалеко от СибГИУ. Монумент выполнен очень выразительно, лаконично, в едином стиле и без излишеств, удачно выбрано место, в общем, всё, по моему субъективному мнению, сделано правильно. Предшествовали ли этому долгие споры и отбор лучшего варианта из многих или озарение архитектора воплотилось в единственный проект, который был принят сразу и без возражений, – я не знаю, но результат очень достойный. Хотелось бы, чтобы внешний облик нашего города украшался архитектурными объектами именно такого и даже лучшего качества, а всё непродуманное, дисгармоничное и невыразительное навсегда оставалось в эскизе.

Александр Логинов, газета "Новокузнецк",

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter