RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 15.11.2011

От концепции – к практике

Об актуальных проблемах современной школы в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного образования шёл разговор на традиционных педагогических чтениях, состоявшихся в гимназии №32.

– ФГОС второго поколения закрепляют социальные нормы образовательного процесса. По существу, новый документ – это договор между семьёй, обществом и государством, – открывая пленарное заседание, сказала начальник отдела общего и дополнительного образования КОиН Людмила Панченко.

Сохраняя фундаментальность образования, стандарты закрепляют его вариативность, ставят целью достижение учащимися высоких личных результатов.

Впервые сформулированы требования к условиям, в которых осуществляется образовательный процесс. Это и наработка учебно-методической базы, и кадровая политика, и создание комфортной среды в учебных учреждениях.

На основе ФГОС каждое учреждение разрабатывает свои основные и дополнительные образовательные программы.

Людмила Панченко отметила, что в предыдущем учебном году, при участии Института повышения квалификации, шла подготовка к введению ФГОС.

С 1 сентября первые классы – а это более пяти тысяч учащихся – работают по новым программам.

ФГОС значимы для всех субъектов образовательного процесса – учителей-практиков, учеников, родителей. Ключевой фигурой, по словам завкафедрой начального и дополнительного образования ИПК Татьяны Автайкиной, конечно, является учитель. Качество образования зависит от подготовленности учительского корпуса. Для этого сделано немало. В прошлом учебном году на базе ИПК повысили квалификацию практически 100 процентов педагогов начальных классов. Двадцать четыре педагога прошли методическую подготовку.

В качестве региональных методических площадок названы гимназии №№44, 46, 73, лицей №33, школы №№56, 76; муниципальных – гимназии №№59, 62, лицей №34, школа №72.

ИПК реализует межкафедральный проект «Стандарты второго поколения: от концепции к практике». Он предусматривает научно-методическое сопровождение педагогов, работу групп руководителей пилотных школ, экспериментальных площадок, творческих команд учителей-предметников.

В ближайшее время комитет образования и науки совместно с ИПК организует для педагогов и руководителей семинары на тему преемственности начальной и основной школы.

Конечно, показательны уже первые результаты работы по ФГОС – на ступени начального общего образования. Их обсудили на педчтениях. Секцией руководила заместитель директора по научно-методической работе гимназии №32 Людмила Григорьева, а в числе выступавших были учителя начальных классов гимназий №№32, 44, 59, заместители директоров по учебно-воспитательной работе гимназии №44, школы №77.

На второй секции педагогического форума обсуждалось перспективное направление – подготовка педагогических и руководящих кадров к введению ФГОС основного общего образования.

– Нас ждёт сложный, напряжённый период, – заметила руководитель секции Лариса Шагина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №32. И привела слова доктора педагогических наук Александра Кондакова на заседании координационного совета Минобразования. Учёный назвал ФГОС современной парадигмой образования, подтвердив тем самым неизбежность назревших изменений.

– Очень скоро эти изменения коснутся основной, а затем – старшей школы, – продолжила Лариса Адамовна.

Свобода и ответственность – две взаимодополняющие характеристики современного образовательного процесса. Перед учительством стоят непростые задачи. Надо научить детей работать самостоятельно. Не воспроизводить полученные сведения, а думать, мыслить, сопоставлять, анализировать. Интеллект ребёнка предполагается развивать с первых шагов в школе. Не последняя задача – формирование у ученика адекватной самооценки. Другими словами, школе предстоит всемерно способствовать воспитанию полноценной, гармоничной личности.

Полноправными участниками образовательного процесса становятся родители. Они могут влиять на содержание внеурочной деятельности; присутствовать на уроках, особенно в первых классах, и так далее.

Как и раньше, учителю нужно находить с родителями взаимопонимание, устанавливать контакты, доверительные отношения. Задача усложняется за счёт продекларированных широких родительских полномочий.

Конечно, и сам педагог не должен стоять на месте.

Лариса Шагова привела статистику. Согласно ей учитель сейчас тратит в два раза больше времени на подготовку к урокам. Колоссальные нагрузки сегодня, а что ждёт завтра?

– Нужно радикально менять менталитет нашего учительства, – заметила Марина Самойлова, заведующая отделом образования Новоильинского района. – Это одна из сложных задач, стоящих перед нами.

Конечно, есть положительные наработки, накоплен опыт.

– Когда у деток горят глаза, а родителей радуют их успехи, мы понимаем: результат наших усилий налицо, – представляя опыт гимназии №44, говорила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Иванова.

Новый поворот темы предложил вниманию собравшихся директор гимназии №59 Владимир Заворин. По его мнению, ФГОС ввели, не дав учительству время продумать ни инструментарий, ни последствия. Без апробации и предварительных исследований. Даже школы Запада, казалось бы, передовые и свободные, куда более инертны, нежели мы, вводящие одномоментно и для всей страны единые требования. Что получим? Очередной кризис? Или его всё-таки можно избежать?..

Владимир Васильевич согласен: госстандарты в образовании необходимы, но вводить их нужно, соблюдая ряд условий.

Остановился директор гимназии и на экономике школы в свете современных требований, в частности, на оплате труда учителей. По его словам, здесь много вопросов. Их надо решать.

– Сегодня мы изучаем проблемы в образовательном процессе, а вот на августовской конференции самое время обратиться к экономической составляющей, – заметили ведущие.

…Конечно, учителя задавали вопросы. Не на все нашлись ответы. Впрочем, задача педчтений – обозначить проблемы, решения придут в процессе дальнейшей практической работы.

Элементы дискуссионности придали обсуждению остроту, что неизменно вызывало эмоциональный отклик у аудитории.

– Сегодняшний разговор тему не закрывает, – подводя итоги, заметила Людмила Панченко. – Он будет продолжен на рабочих совещаниях, педчтениях и, конечно, на итоговой августовской конференции в следующем году.

Анна Векшина
Фото Марины Герман (из архива редакции)

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter