RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 17.11.2011

Мастера наива

В Новокузнецком художественном музее в преддверии большого юбилея обновилась экспозиция икон. Значительное место сегодня в ней занимают те, что написаны в народной манере.

– «Петру Ивановичу Арыпову, Софонова, Троерушну», – научный сотрудник Александр Клещевский переворачивает икону и читает вырезанную ножом на обороте надпись. – То есть это Троеручица, а Софонова – это, скорее всего, название деревни: раньше вполне могли писать с «а» на конце.

На других образах тоже имеются обозначения: «Сенкова» – Зенково, «Боровкова», «Калачёво». В этих поселениях жили заказчики икон. Раньше деревни находились в пределах Кузнецкого уезда (теперь их расположение определяется нынешним Прокопьевским и Новокузнецким районами) – в Кузнецком же уезде, скорее всего, жили и творили художники.

История не сохранила для нас имена авторов: иконописное искусство практически всегда оставалось анонимным. Однако некоторые иконы новокузнецкие искусствоведы сумели объединить в группы, ориентируясь на единообразные манеры написания. Например, работ мастера, писавшего для вышеназванного Арыпова, в фондах музея обнаружилась целая дюжина.

– Сначала мы выделили только четыре иконы, явно имеющие один авторский почерк, – говорит Александр Валерианович. – Потом смотрю: здесь и здесь святые все розовенькие на лица, и, как братья, друг на друга похожи. И оформление везде одинаковое. Автор очень тщательно всё декорировал, выписывал манжеты рукавов, обшлага, завитушечки делал. Он был таким народным эстетом. Признали, что все эти 12 работ писал один мастер.

Для многих посетителей выставленные в зале музея иконы – не только экспонаты. Верующие православные люди приходят сюда и полюбоваться, и поклониться святыням. Хотя возвращения в церковные владения не требуют. Ведь практически все эти иконы – домашние, в музейные фонды они попали в результате экспедиций 80-х годов прошлого века. Владельцы реликвий приносили и продавали их музею, а то и дарили – местные собиратели-антиквары довольно охотно делились с искусствоведами сохранённым наследием.

В итоге в фонде нашего НХМ накопилось свыше 200 икон. Сотрудники отмечают, что другого такого музея, уделившего бы целый зал постоянной экспозиции иконописных произведений, в Кузбассе нет. Сейчас, после ремонта, здесь появилось много наивных икон – то есть созданных руками народных мастеров, иконописцев-самородков. Есть лики, написанные в древнерусской манере. Впрочем, и тут искусствоведы не берут на себя смелость датировать экспонаты ранее чем ХVIII веком. Для этого нужны дорогостоящие экспертизы, да и к тому же известно, что в России существовало немалое количество мастерских, использующих в работе древнерусский стиль письма, – массовый выпуск таких икон был делом обычным.

Вскоре в зале НХМ будет установлена большая стеклянная витрина с сигнализацией, и у музейщиков наконец-то появится возможность вынести на свет божий особенно ценные иконы с серебряными окладами. Однако произойдёт это уже после празднования 50-летия нашего художественного музея – именно тогда экспозиция и приобретёт свой завершённый вид.

Анастасия Лешкевич
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter