RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 08.02.2011

Как воспитать гражданина в школе?

Всё в этом мире относительно. Сегодня тепло – завтра холодно. Сегодня лето – завтра зима. Сегодня один президент – завтра другой. И только такая вещь, как школа, всегда была, есть и будет. Среднестатистическому человеку кажется, что школа почти идеальна, и в ней не нужно ничего менять. Однако дотошный, но в то же время любознательный и активный человек (к коим я причисляю и себя) сразу же поймёт, что это не так. Школа хорошая, но её можно сделать и лучше. Я подумал и решил составить краткий перечень мер, которые помогут усовершенствовать школу и превратить её в мощную структуру, превращающую детей в полноценных граждан страны, каждый из которых обязательно найдёт своё предназначение в этой жизни».

1. Самое главное, на мой взгляд, – это деление школ по направлениям. То есть школа будущего будет чем-то средним между школой и вузом. На практике это будет выглядеть так: процесс обучения делится на три этапа – начальный, общеознакомительный и профессиональный. Начальный этап – это этап, который сейчас соответствует начальной школе. В нём дети будут обучаться азам наук. Он будет длиться четыре года. Суть общеознакомительного этапа – обучить детей базовым знаниям по всем предметам, например, по биологии, химии, физике и другим. Этот этап растянется тоже на четыре года. И наконец самый важный этап – профессиональный. Здесь уже идёт обучение какой-либо профессии. Оно основано на желании самих учащихся, которые после окончания второго этапа уже имеют представление о том, где они будут работать. Вместо классов здесь будут группы, количество учащихся в каждой группе ограничено. То есть никогда не будет такого, что все попали в одну группу, в то время как другая осталась пустой. Срок обучения на профессиональном этапе, так же, как и в современных вузах, будет составлять шесть лет. Весь курс обучения займёт 14 лет (для сравнения – сейчас курс обучения в школе и университете составляет в среднем 17 лет).

2. Следующий важный шаг – это изменения, касающиеся школьной столовой. Что касается меня, то я считаю, что сейчас во многих школах в столовых кормят, мягко говоря, отвратительно. Единственный выход, который я вижу в сложившейся ситуации, – это замена питания в столовой индивидуальным школьным пайком. Каждый ученик в определённое время будет получать паёк, который будет соответствовать его потребностям (состав пайка я приводить не буду – пусть этим занимаются профессионалы). На мой взгляд, таких пайков должно быть пять видов: обычный (без каких-либо особенностей), диетический (с уменьшенным содержанием жиров и сахара), спортивный (с большим количеством белков и углеводов), противоаллергический (без продуктов, на которые у учащихся может быть аллергическая реакция) и постный (для верующих детей, которые придерживаются поста). Данные нововведения увеличат, на мой взгляд, продуктивность учащихся. Производством пайков будет заниматься школьная столовая. Таким образом, повара не останутся без работы.

3. Теперь о домашнем задании. Я считаю, что не всегда оно помогает усвоить материал, пройденный на уроках. Для домашнего задания следует использовать только те упражнения, которые позволяют наглядно представить, как используется то или иное правило. Однако данный тип заданий следует использовать только на втором этапе и в первые три года обучения третьего этапа. После этого учащиеся должны проходить практику по своей специальности, а в конце – писать что-то вроде дипломной работы, только меньшего объёма. Что касается начальной школы, то в ней я не вижу смысла ничего менять – там и так всё довольно хорошо.

4. Следующее, чего я коснусь, – это такие важные вещи, как дневники и школьное оборудование. На дневники я обратил внимание по довольно простой причине – сейчас вместо старых, бумажных дневников в России начинают вводить электронные интернет-дневники. Я поддерживаю либеральные взгляды, но в данном случае склонен считать, что это нововведение абсолютно ненужное. В министерстве ссылаются на то, что такие дневники надёжнее, и никто в них не сможет исправить свои оценки. Сразу видно – правительство явно недооценивает нашу молодёжь. Сейчас есть много молодых людей, которые умеют взламывать любой пароль, даже довольно сложный. Этому способствует и Интернет, в котором легко можно найти специальные программы-«взломщики». Так что электронный дневник станет для них чем-то вроде новой «игрушки», которую они довольно быстро смогут пройти. Однако в отношении школьного оборудования я не критичен. Школы нужно обновлять, усовершенствовать новыми достижениями науки. Она должна быть оснащена не хуже неплохого научного центра, и тогда процесс обучения станет гораздо интереснее и эффективнее.

5. И наконец последний, но не по важности, вопрос – это органы ученического самоуправления. Непременный атрибут каждой школы – они обычно малоэффективны. На мой взгляд, следует объединить глав школьных органов самоуправления (в дальнейшем – просто ШОС) в мощную систему по принципу иерархичности. То есть главы ШОС будут объединяться в группы по районам, в этих группах будут выбираться лидеры, которые будут объединяться в группы уже по городам. Я не рассматриваю дальнейшего развития системы, но было бы неплохо продолжить подобное объединение до уровня страны, однако это маловероятно. Каждая группа бы выполняла какие-то свои обязанности, что привело бы к участию школ в жизни и развитии городов и страны. Как пример и прототип такой системы я могу привести довольно известный в городе молодёжный творческий коллектив «Новое поколение» (МТК), членом которого я являюсь. МТК является средоточием активной молодёжи города, большинство его участников – это лидеры ШОС. Данный коллектив занимается просветительной, волонтёрской и организаторской деятельностью на территории города и области. Поэтому я считаю его почти идеальной организацией, на основе которой может произойти предложенное мною объединение. На мой взгляд, это дело времени, и осталось только подождать. Однако все те изменения, которые я перечислил в своём списке, касаются только недалёкого будущего (2015 – 2050 годы). Ведь уже лет через 100 – 200 людям не придётся ходить в школу. Я имею в виду не то, что произойдёт конец света, и человеческая цивилизация исчезнет. Просто в это время прогресс достигнет того, что будет создана всемирная сеть, которая объединит разум всех людей мира. Так что обучение детей будет сводиться к тому, что они будут подключаться к этой сети и получать оттуда всю нужную им информацию. То есть даже десятилетний ребёнок, подключившись к такой сети, сможет с лёгкостью доказать, например, теорему Ферма. Не знаю, хорошо будет или нет, если такое произойдёт, да и, если честно, знать не хочу. Всё станет ясно со временем, так что, как говорится, поживём – увидим.

Фото Марии Коряга, Марины Герман и из личного архива Захара Штейнбрехера

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter