RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 02.12.2010

Книг немного, ещё меньше мастеров…

Студенты и преподаватели Кузбасской педагогической академии на протяжении многих лет ведут работу по восстановлению и сохранению культурных традиций малочисленных коренных народов. В частности, на технолого-экономическом факультете при проведении занятий по декоративно-прикладному творчеству обсуждаются фольклор и литература, отражающие культуру и быт шорцев, кумандинцев, тубаларов, челканцев…

К разработке этой темы Валерий Вервекин, кандидат педагогических наук, доцент КузГПА, приступил несколько лет назад. До этого он работал с малокомплектными сельскими школами. Но в связи с изменениями, которые произошли в системе образования, ему пришлось выбрать другое направление научной деятельности. Он разработал новую методику, объединив обучение прикладному творчеству с фольклором и литературой.

– На сегодняшний день у многих коренных малочисленных народов, проживающих на территории Западной Сибири, в недостаточной мере сохранены культурные ценности, очень мало сведений о ремёслах, декоративно-прикладном искусстве, – рассказывает Валерий Григорьевич. – Объединение декоративно-прикладного творчества и национальной тематики на мастер-классах даёт положительный результат – у обучающихся пробуждается интерес к своей истории, фольклору и традициям.

Проект, реализуемый Валерием Григорьевичем вместе со студентами и преподавателями КузГПА, поддерживает департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, а также международная организация – ЮНЕСКО. Представители её заинтересовались методикой, используемой на занятиях по художественной обработке кости, кожи, древесины, а также ложкарному, ткацкому и гончарному делу.

– На наших мастер-классах дети параллельно с выполнением прикладных заданий изучают эпосы, сказки, национальных героев, – поясняет Вервекин. – С нами вместе работают ещё и преподаватели факультета русского языка и литературы, в частности, Елена Чайковская – руководитель центра коренных и малочисленных народов Западной Сибири. Сейчас создаётся педагогическая мобильная студенческая бригада, которая будет выезжать на мастер-классы в разные регионы.

Студенты, выполняя выпускные квалификационные работы, разрабатывают приспособления для изготовления тех или иных предметов народных промыслов. Валерий Григорьевич приветствует начинания своих учеников. Результатом выпускных работ стали устройства для изготовления шорских охотничьих лыж, глиномешалка, печки для гончарного дела и многое другое. И они находят применение. К примеру, мини-ткацкий станок используется на уроках труда в школах Таштагольского района и Алтайского края. На уроках технологии девочки плетут на них национальные пояса, повязки с учётом национального орнамента. У каждой народности свои мотивы в оформлении предметов одежды. Шорцы любят яркие цвета, а тубалары используют тёмный фон и мех в оформлении национальной одежды. Орнамент – это язык тысячелетий, самое древнее произведение искусства. Его зачатки уходят корнями в глубокую древность, в эпоху палеолита. Учёные, изучающие орнамент, утверждают, что каждый из них можно расшифровать. Люди с древности пытались с помощью орнамента рассказать о явлениях природы, вложить в них народную мудрость.

История и культура каждой народности неповторима, и пробуждение внимания к своим корням, истокам у подрастающего поколения очень важно. В мастер-классах используется сказка или легенда, рассказывается детям, анализируется. А потом сказание ложится в основу изготовления того или иного промысла.

– Самое главное – настроение во время работы у ребятишек должно быть хорошим, – делится Валерий Григорьевич. – Как на Руси раньше было – мастер одевает красивую рубаху, в приподнятом настроении садится и работает. Тогда шедевр выходит. Должен быть праздник на душе, когда ребёнок приступает к делу. Где-то пошутишь, расскажешь сказку, по головке погладишь… И дети вовлекаются в творческий процесс, им радостно видеть результат своей работы.

Студентка пятого курса технолого-экономического факультета КузГПА Татьяна Мышекоп дала десять мастер-классов по художественной обработке кожи в Хакасии, Горной Шории, Алтае, Беловском районе. Увлеклась изготовлением сувениров, аппликаций, сумок из кожи давно и достигла в этом виде искусства определённого мастерства. Семь лет назад она стала заниматься в изостудии детско-юношеского центра «Орион» и до сих пор приходит туда – уже в качестве помощницы преподавателя. Сейчас она является ещё и методистом центра шорской культуры, передаёт опыт.

– Особо полюбилась мне работа с кожей, – рассказала Татьяна. – Именно поэтому поступила на технолого-экономический факультет. Захотела заниматься именно творчеством, душа у меня к этому лежит.

Современные виды художественной обработки кожи, естественно, очень далеко ушли от тех технологий, которые были известны ещё со времен каменного века. А между тем именно тогда зародились первые примитивные способы украшения кожаного полотна, используемого для пошива одежды, ремней, поясов, сумок и другого. Разные народы применяли кожу и украшали предметы из неё по-разному. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплёты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Правда, книг по технологии работы с этим материалом очень мало, как немного и мастеров, действующих в данной технике. Поэтому приходится изобретать новые приёмы работы с кожей. Для дипломной работы Татьяна придумала и спроектировала приспособление для обработки кожи, чтобы облегчить процесс изготовления оплётки. Обычно она делается вручную, а устройство существенно облегчит этот процесс.

– Кожа – интересный материал, – говорит Татьяна, – её можно деформировать, делать из неё аппликации, одним словом, всё, что душа пожелает. На других мастер-классах в основном крутят розочки, а я решила изготавливать вместе с ребятишками медальоны с национальными мотивами. Каждый народ имеет свой набор ритмически повторяющихся цветных узоров, который при желании можно прочесть и многое понять. История символики и история народа неотделимы друг от друга. Характерный орнамент, как путеводная нить, ведёт свой народ через лабиринты веков…

Дина ПРУДЬКО, газета "Новокузнецк",

Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter