RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 09.12.2010

Добрососедство как основа ответственности

Москвичка Елена Шомина – доктор политических наук, член общественного совета при Минрегионразвития, профессор Высшей школы экономики. А ещё – эксперт и автор книг по проблемам местного самоуправления, соседских сообществ и жилищного движения. Сама живёт в многоэтажке далеко не в центре столицы и с 1998 года издаёт газету подъезда «Соседские ведомости».

В минувшую субботу в Новокузнецке Елена Сергеевна провела открытый семинар «Жилищная демократия и жилищная культура» для всех собравшихся в НФИ КемГУ горожан. Непривычное пока российскому уху понятие жилищной демократии Шомина привезла из давней поездки в Канаду, где изучала принципы добрососедства в рамках одного дома. Так, за границей основным тезисом жилищной демократии становится право собственника на информацию о состоянии жилищной сферы, которую он должен получать вовремя и в полном объёме. Не менее значимо при этом и право участия жильца в обсуждении общедомовых дел. Дальше канадцев пошли шведы, настаивающие не только на информировании широкого круга горожан, но и на выстраивании диалога между собственником и управляющей компанией, в ходе которого представители последней обязались бы не только отчитаться о проделанном, но и разработать дальнейшие планы совместно с жителями и не в пику их интересов.

Как показывают мониторинги состояния сферы ЖКХ, пока такие виды диалогов для россиян скорее исключение из правил. И основной корень зла, по мнению Елены Шоминой, кроется как раз в низкой самосознательности квартирных владельцев и отсутствии жилищной культуры в целом.

– Вспомните, как обстояли дела в ЖКХ до 1992 года, – обратилась Елена к слушателям, – когда дома были муниципальными или ведомственными, а из всей суммы, тратившейся на содержание дома, квартплата составляла лишь 10 процентов. Жилфонд, которому хронически не хватало средств, стремительно ветшал, а к квартиросъёмщикам относились как к нахлебникам, которые не могут оплачивать всю сумму, приходящуюся на ЖКУ. Позже ситуация изменилась: став собственниками квартир и оплачивая уже до половины стоимости их содержания, мы превратились в партнёров муниципальной власти.

Сегодня, когда содержание жилья полностью ложится на плечи собственника, пора понять, что от жителей зависит судьба целого дома. А сотрудники сферы ЖКХ как поставщики услуг, оплаченных из наших карманов, должны относиться к жильцам обслуживаемых домов с максимальным уважением и ответственностью за свои действия. А взаимная и плодотворная работа – залог долгожительства и процветания наших с вами домов. И если ранее самоорганизация была правом жильцов, то сегодня это уже и обязанность, и необходимость!

Самой Елене Сергеевне не приходится далеко ходить за примером: более 12 лет в её доме активно действует товарищество собственников жилья, в деятельности которого она принимает активное участие. Именно на деятельности различных домовых комитетов, ТСЖ и прочих форм жилищной самоорганизации жильцов и сосредотачивает внимание учёный. Так, по мнению Шоминой, в самоуправлении жилым сектором в первую очередь заинтересован любой муниципалитет, снижающий в счёт этого расходы и снимающий с себя ответственность за некоторые процессы, протекающие в жилищной сфере. Если разбираться далее, то подобного рода «коллективный» жилищный заказчик интересен и управляющим компаниям, которым проще работать с целым домом, представленным в лице председателя домового комитета, ТСЖ, старшего дома и прочими подобными должностями. Но главное, ради чего существует самоуправление, – это возможность рядовому жителю не только выразить своё мнение и защитить свои жилищные права, но и путём умелого домового управления сэкономить собственные средства и потратить деньги целесообразно нуждам дома.

– В конце концов, следя за состоянием дома, подъезда и двора, мы защищаем нашу квартиру как собственность от обесценивания, – подчеркнула Шомина.

Однако почему же горожане, ведомые заботой о собственном жилье, не стремятся создавать самоуправляемые организации и даже на подобные жилищные собрания не ходят? Отсутствие опыта подобного управления, психологическая неготовность взять на себя ответственность за судьбу целого дома, опасение за возможный рост коммунальных платежей, недоверие к управляющим компаниям… Причин можно называть много, однако они не изменят сути разыгравшейся жилищной реформы: переход к рыночной модели сферы ЖКХ, перенос ответственности на собственника квартир, перераспределение прав и степени участия всех членов жилищной сферы. Квартиры стали собственностью, и в интересах их жителей сегодня участвовать в управлении многоквартирными домами, превратиться в грамотного «коллективного заказчика», повысить культуру жилищного поведения и в конечном итоге изменить модель взаимодействий между жильцами в лице заказчиков и УК в лице исполнителей сих заданий.

Добрососедство не появляется по мановению чьей-то волшебной палочки, оно приходит лишь в момент, когда каждый из жильцов многоквартирного дома начинает осознавать, что от деятельности его соседей зависит судьба и его имущества тоже. К сожалению, соседа чаще рассматривают как врага или попросту не считаются с его присутствием. Но есть и положительные примеры. Так, в каждой квартире многоэтажки Елены Шоминой есть листок, где поквартирно указаны не только жильцы и их телефоны, но и номера автомобилей. Разумеется, в тот день, когда инициативная группа этого дома начала сбор подобных сведений, желающих делиться информацией было мало, да несчастье помогло. Точнее, его предотвращение. Загорелась квартира – владельцы и старшие подъездов, сориентировавшись по записям, обзвонили всех соседей по стояку. Чуть позже таким же образом спасли многие квартиры от затопления. Стоит ли говорить, что после этого телефонная книга многоэтажки пополнилась изрядным количеством номеров?

Примеров вопиющего нарушения соседских прав по всей стране тысячи, историй о соседской взаимовыручке, о сознательном отношении к состоянию общего имущества – единицы. Между тем сознательное отношение в собственности многоэтажки, зиждущееся на добрососедстве, – основа реальной жилищной культуры. Хотя бы в одном отдельно взятом доме...

***

Прямая речь

– Термин «сообщество» (community) произошёл не от «коммуны», как принято считать, а от слова «коммуникация» (общение!). Если есть общение, существует и сообщество. Соседи и соседские сообщества должны научиться общаться, слышать и понимать друг друга. Елена Шомина

Анна Николаева, газета "Новокузнецк",


Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter