RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 14.12.2010

Цель – действие – результат

Как известно, ребёнок больше половины времени проводит в школе. Именно в этот период надо закладывать базу, необходимую ему для физического, психического, нравственного и социального здоровья. Как же можно приучать подростков к физически активному образу жизни? Чем их лучше мотивировать? Одна из возможностей осуществить это – вовлечение подрастающего поколения в занятия массовым спортом. Однако пока этому уделяется недостаточно внимания, а основной упор делается на спорт высших достижений…

Темой кандидатской диссертации и многолетних исследований моего собеседника Антона Артемьева, аспиранта КузГПА, стала организация образовательного процесса с тем, чтобы оздоровить школьников не только физически, но и морально, психически, привить им любовь к какому-либо виду спорта. В ходе работы, а он уже семь лет является тренером-преподавателем в учреждениях общего и дополнительного образования, – исследований и участия во всероссийских и международных конференциях – Антон подготовил проект «Спортивная политика России: начало в школе».

Идея, которую он вместе с коллегами заложил в основу исследований и разработок, – это направленность прежде всего на оздоровление подрастающего поколения, а не на быстрые результаты. Спорт высших достижений, конечно же, необходим, но не за счёт ущерба здоровью. Ребёнка надо сначала, образно говоря, поставить на ноги, научить разбегаться и летать, прежде чем он будет достигать новых и новых высот. Программа, разработанная Антоном Артемьевым совместно с ведущими специалистами кафедры теоретических и психолого-физиологических основ физической культуры КузГПА, строится на «четырёх китах» – повышении двигательной активности ребят, психолого-педагогическом сопровождении, профилактике асоциального поведения обучающихся и их родителей, формировании навыков ведения здорового образа жизни.

– У нас есть запатентованная методика оценки эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении, – рассказывает Антон. – Изюминка диагностики в том, что её нельзя обмануть. Есть формула, в которой на одну чашу весов ставится цель и деятельность образовательного учреждения, а на другую – ценности и здоровье школьников. Эти показатели должны быть пропорциональны друг другу. Если же завышена цель образовательного учреждения, то равновесие нарушается, и страдает здоровье ребят.

Важна и личная заинтересованность детей в занятиях спортом. Ребята должны знать, для чего им необходима физическая культура и как она повлияет на их личностный рост. И сделать это, по мнению Антона, можно собственным примером. Учитель должен быть прежде всего человеком, на которого ребёнок будет равняться, а не просто источником информации. И когда тренер позиционирует себя таким образом, у детей возникает мотивация к занятиям спортом, направленность на цель – действие – результат. Это подтверждается многочисленными исследованиями, которые проводил Антон за время обучения в аспирантуре КузГПА.

– В ходе целенаправленной работы на протяжении нескольких лет мы отмечаем, что когда дети занимаются в определённой группе, они растут социально и нравственно, – продолжает Артемьев. – Ребята понимают, что им не нужна своеобразная вуаль, которая уводит в сторону улиц. Когда ты окунаешься в массу детей, ты видишь, где ребёнок социально здоровый, а где – больной. Это понимают педагог, тренер, психолог. Поэтому мы в школах проводим различные мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения у детей и родителей, игровые занятия и психологические тренинги. Причём все это реализуется в игровой форме, просто, доступно и в то же время – действенно.

Вопрос первоначального оздоровления актуален и для воспитанников детско-юношеских спортивных школ. Приходя на занятия каким-либо видом спорта, ребёнок поступает в группу начальной подготовки. Однако не проводится диагностика – а подходит ли ему этот вид спорта, чего он может в нём достичь. В итоге из двадцати детей, поступивших в ту или иную секцию, остаются несколько, остальные растворяются. Масса проблем, в том числе и психологических, вскрывается не сразу, а со временем. Чтобы их выявить, нужен период для предварительной подготовки. Тогда есть возможность сформировать у ребят определённые навыки, личностные, социальные, чтобы они могли в дальнейшем идти в рост.

Выводы об эффективности подобной методики не голословны. В клубе развития бокса «Ринг» – некоммерческой организации, которую открыл Антон Артемьев вместе с единомышленниками, дети обучаются по разработанным им программам, причём бесплатно. Сначала они занимаются по программе физкультурно-оздоровительной направленности, которая наполнена различными подвижными играми, общими физическими и легкоатлетическими упражнениями. Причём в работе педагоги используют и различные психологические методики, направленные на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

– Это общеизвестные упражнения, но в той интеграции, которую предлагаем мы, их ещё никто не использовал, – поясняет Антон. – По истечении определённого времени проводится диагностика, и сравниваются начальные и итоговые данные. Те дети, которые по своим показателям могут заниматься боксом, переходят в группу начальной подготовки. Они для этого выросли физически, психически, социально и нравственно. Чтобы испечь вкусный хлеб, нужно правильно замесить тесто. И в нашей работе то же самое. Если вы хотите, чтобы ребёнок был хорошим спортсменом, нужно его сначала оздоровить и мотивировать на занятия физической культурой и спортом. Это позволит им в дальнейшем достигнуть более высоких и стабильных результатов. Многие ребята, тренирующиеся в стенах нашего клуба, не только повысили свои личностные качества, но и получили спортивные разряды и продолжают расти дальше.

Методики, разработанные Антоном Артемьевым, запатентованы, им присуждены медали международных выставок-ярмарок. Имеются победы на молодёжных форумах, в том числе и политических, посвящённых проблемам физической культуры и спорта в новом тысячелетии. На базе педакадемии вместе со своими единомышленниками он планирует открыть малое инновационное предприятие, направленное на коммерциализацию методик ведущих специалистов кафедры теоретических и психолого-физиологических основ физической культуры.

– Мы пытаемся добиться внедрения наших разработок в различные образовательные учреждения города Новокузнецка и Новокузнецкого района, – говорит Антон. – Однако этот вопрос не решить только силами структур образования и физической культуры и спорта. Считаем необходимым привлечь внимание органов административной власти для того, чтобы организовать в образовательных учреждениях разнообразные социальные коммуникации с целью создания в нашем регионе той спортивной политики, которая будет направлена сначала на оздоровление обучающихся, а уже потом на спорт высших достижений.

Дина ПРУДЬКО
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter