RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 16.12.2010

Скажи «рыба», или Семь причин посетить логопеда

– Настя, пойдём есть гоох!

– Саша, ты неправильно говоришь! Надо говорить не «гоох», а «голох»!

Так в детстве я поучала своего брата. Впрочем, речь обоих являла собой классический пример того, когда родители спешат отвести малышей к логопеду. Такой уж стереотип сложился в людском сознании: специалисты работают исключительно с нарушениями звукопроизношения, и больше беспокоить их незачем. Но это далеко не так. О том, когда и по какой причине следует обратиться за консультацией, рассказала частный практикующий логопед первой категории Лилиана Ислентьева.

Считается, что начинать занятия с логопедом следует с пяти лет. Причём такое заблуждение зачастую свойственно не только родителям, но и педагогам и даже медикам. Действительно, в детских садах работа ведётся со старшей группы, но это происходит не потому, что заниматься раньше не нужно, а из-за отсутствия ставок логопеда. Во всём мире же давно признали тот факт, что чем раньше начинается коррекция, тем лучше.

Занятия с логопедом можно проводить уже с двух лет. Конечно, не во всех ситуациях это нужно. Малыш в этом возрасте имеет полное право в своей речи нарушать звуки, и это не причина торопится к специалисту. Но вот если в два года он не говорит вообще, это повод задуматься. К этому времени ребёнок уже должен обладать простейшей фразой. Например, говорить: «Мама, дай молока», а не просто указывать пальцем: «Ко!», что является нормой для одного года. В противном случае речь идёт уже задержка речевого развития, и вмешательство специалиста необходимо!

Далее следует обратить внимание на речь ребёнка двух с половиной – трёх лет. В этом возрасте малыш также может говорить неправильно: выпускать звуки, заменяя «р» на «л» или «ш» на «с» (может сказать не «рыба», а «лыба» или «ыба», не «шапка», а «сапка»). Но если при разговоре у него есть характерное пришепётывание, во рту «каша», и звуки просто трудно различить, то можно сказать, что у ребёнка дизартрия. Это речевой клинический диагноз, который связан с нарушением центральной нервной системы, и работать над его коррекцией нужно не только логопеду, но и неврологу. Причём начать занятия необходимо как можно раньше, иначе к школе исправить этот недостаток просто не успеете.

Нередко бывает так, что в два – три года явных проблем с речью у ребёнка нет, ведь зачастую только специалист может услышать искажение таких, например, звуков, как «с» и «ш». Пока ребёнок маленький и объём его речи небольшой, эти изъяны не видны. Но когда он подрастает, увеличивается речевая нагрузка и словарь малыша, то это проявляется всё сильнее и к пяти годам предстаёт во всей красе. Как раз об этом варианте нарушения знают все и обращаются с ним чаще всего, однако работать над его исправлением с возрастом становится всё сложнее.

Кроме того, обратиться к логопеду в пять лет следует ещё и в том случае, если ребёнок произносит все звуки, но при этом не может выстроить хотя бы минимального грамматически верного высказывания. В его речи много запинок, заминок, аграмматизмов – рассогласованности слов во фразе, когда они не сочетаются в роде, числе и падеже. Например, «пять карандашов», «семь стулов», «много деревий», «у лисы родились лисёнки». Конечно, если слова новые, незнакомые малышу, то он вправе употребить их неверно, но всё обиходно-бытовое он должен говорить правильно. Если же в словах ребёнок переставляет, выпускает или добавляет звуки, слоги (не «стол», а «сотол», не «снеговик», а «сенговик», не «милиционер», а «мицанер»), то здесь имеет место нарушение слоговой структуры речи, которое может найти яркое отражение при письме.

Заикание – ещё один повод обратиться к специалисту, однако форма работы здесь особая и непростая. Очень часто родители в силу собственных причин не готовы идти на необходимую коррекцию из-за сложности условий. При заикании, во-первых, нужно исключить у ребёнка все сильные эмоции, переживания – никаких цирков, аттракционов, массовых мероприятий, активных видов спорта. Если ребёнок ходит в детский сад или школу, желательно хотя бы на месяц вообще забрать его из коллектива – малышу необходим период молчания. Несколько дней перед началом коррекции должны пройти в полной тишине. Пятилетнему ребёнку, например, можно предложить поиграть: сказать, что заболела кукла, и нужно молчать, пока ей тяжело и плохо. Но очень часто родители отказываются от работы, как только услышат о необходимых условиях. Можно дать общие рекомендации для всех мам и пап, которые столкнулись с такой проблемой. Во-первых, не акцентировать внимание ребёнка на заикании, не обсуждать при нём этот вопрос со знакомыми, чтобы не сформировать у малыша комплекс неполноценности. Во-вторых, говорить спокойно, медленно самим и приучать к этому ребёнка. В-третьих, обратиться за консультацией к неврологу и логопеду.

Мало кто знает, что одной из задач логопедов также является подготовка детей к школе. Не для всех детей хороша прогимназия, где используется фронтальная форма обучения – урок. Иногда это не помогает, а вредит ребёнку (подробнее в ближайших номерах – прим. авт.).

В последние пять – семь лет массовой становится проблема дислексии и дисграфии в начальной школе. Это нарушения, проявляющиеся в специфических ошибках на письме и при чтении. Например, замена глухих согласных звонкими и наоборот («п – б», «т – д», «с – з»), смешение букв, схожих при написании одинаковыми или подобными элементами (прописные «б – д», «п – т», «и – у» и другие), добавление лишних букв или их пропуски. Зачастую такие проблемы родители относят к невнимательности ребёнка, его торопливости, хотя нередко это серьёзное речевое нарушение, требующее системной коррекционной работы, когда с помощью специально подобранных упражнений, игр специалист помогает исправить ситуацию.

Но многих проблем, с которыми работают логопеды, можно избежать, если позаботиться о развитии речи своего малыша ещё во время беременности. Профилактика всегда лучше коррекции уже существующих нарушений. В период приятного ожидания посетите консультацию специалистов по вопросам формирования самой сложной психической функции – речи.

Кабинет логопедической помощи и предшкольной подготовки «Логопед»:

  • бесплатная первичная консультация;
  • диагностика и коррекция речевых нарушений;
  • комплексные занятия по подготовке к школе;
  • коррекция нарушений письма и речи;
  • консультации для родителей.

Ислентьева Лилиана Анатольевна
Тел.: 8-903-048-2752 E-mail: lana_nvkz@mail.ru
Адрес: г.Новокузнецк, ул.Пожарского, 32, каб.11,

 

Анастасия Лыкова
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter