RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 28.12.2010

Наши дети: о чём говорит первый плач?

В последнее время специалисты всего мира констатируют факт: количество детей с речевыми нарушениями постоянно растёт. Что нужно сделать для того, чтобы ваш малыш не стал доказательством неприятной статистики? Когда и на что стоит обратить внимание в развитии речи своего малыша? Рассказывает частный практикующий логопед первой категории Лилиана Ислентьева.

В каком возрасте можно диагностировать проблему?

Первый плач, первый крик только появившегося на свет ребёнка уже может сказать об определённых отклонениях. Если он невыразительный, немодулированный, монотонный, сиплый, это может свидетельствовать о том, что малыш ослаблен, и у него есть некоторые неврологические нарушения. Важным диагностическим звеном является весь довербальный период жизни новорождённого, который длится до одного года. В это время ещё нет связной речи и полноценного речевого общения, но и гуканье, и гуление, и лепет, и первые слова несут в себе очень много информации.

Так, ни для кого не секрет, что свои первые звуки, как правило, гласные, пусть ещё не совсем оформленные, но уже вполне различимые, ребёнок начинает издавать в плаче. И если в первый месяц жизни плач младенца достаточно однообразный (то ли что-то болит, то ли хочет есть – всё одинаково!), то уже к концу месяца он меняется, и мамочка может различить разнообразные оттенки желаний. В том случае, если плач ребёнка в два – три месяца не меняется, он такой же монотонный, как и в первые дни после рождения, к тому же слабый, с прерывистыми вдохом-выдохом, все гласные он пытается произнести только на вдохе, то обязательно нужно обращаться к детскому невропатологу. При необходимости он отправит малыша к логопеду, который подскажет и покажет маме, как работать с таким ребёнком. Кроме того, можно пригласить специалиста на дом, наблюдение малыша в его естественной среде будет более показательно.

Кто должен диагностировать проблемы?

В первые месяцы жизни ребёнка главным человеком в доме, к которому все прислушиваются, становится педиатр. Он наблюдает за малышом и должен замечать те или иные проблемы, консультировать маму. Хорошо, если это так, и вам повезло со специалистом. Именно педиатр может направить своего маленького пациента к детскому неврологу, психоневрологу, психологу или логопеду. Но, к сожалению, ни в моей практике, ни в практике моих знакомых-коллег не было таких случаев, когда бы педиатр порекомендовал отвести малыша до двух лет к логопеду. Обычно это делают гораздо позже, говоря, что ещё рано. Поэтому молодые мамочки должны сами владеть информацией, хотя бы минимальной, чтобы знать, на что обращать внимание в развитии ребёнка.

Когда нужно начинать работу по развитию речи?

Не стоит ждать, когда ребёнку исполниться пять лет, чтобы озаботиться его речевым развитием. Начинать нужно уже с первых моментов гуканья. Я бы посоветовала нашим мамам во время счастливого ожидания обратиться за консультацией к логопеду или психологу, чтобы получить информацию о раннем развитии своего малыша.

Речь – это наиболее сложная высшая психическая функция, формирование которой зависит от работы сразу нескольких центров коры головного мозга. Сами клетки головного мозга формируются в период беременности, а после появления ребёнка на свет они только растут и развиваются. Но порой может случиться так, что некоторые центры оказываются повреждёнными или недоразвитыми. Причины этого могут быть разные: перенесённые мамой инфекции, интоксикация, гипоксия, токсикозы, несовпадение крови матери и ребёнка по резус-фактору. Не последнюю роль может сыграть и неблагоприятная окружающая среда.

Очень часто мамы, пришедшие со своим ребёнком на занятие к логопеду с серьёзным речевым нарушением, на расспросы о протекании беременности говорят: «Ой, протекало всё хорошо, без проблем! Работала практически до роддома!» Но это уже нельзя назвать беспроблемной беременностью! Это стрессы для женщины и большая нагрузка для нервной, не до конца сформированной системы ребёнка.

Период беременности должен быть максимально щадящим для мамочки, тем более если она работает на каком-то шумном производстве, ведь уже давно доказано, что в последние месяцы своего внутриутробного развития малыш прекрасно различает звуки! Поэтому нужно постараться максимально оградить ребёнка от большого количества технических звуков: различных бытовых приборов, телевизора, телефона и прочего. Технические звуки не являются естественными для слуха малыша, а при формировании речи, её звукового оформления первостепенную роль играет речеслуховой анализатор. Речь должна развиваться постепенно, и необходимо, чтобы малыша окружали естественные звуки. Самый лучший из них, конечно, звук маминого голоса.

Следует помнить, что во время довербального этапа речь формируется по принципу подражания. Малыш вслушивается, пробует копировать в своём гулении те звуки, которые он слышит от окружающих. Чему может подражать ребёнок, которого в семь – восемь месяцев усаживают перед телевизором во время рекламы? А ведь именно этим стараются занять многие родители своё чадо! Результатом того, что ребятам очень рано дают возможность смотреть мультики, играть в компьютер, большой проблемой становится выразительность, плавность их речи, её темпо-ритмическая организация: дети говорят сбивчиво, с запинками, заминками. Неправильно формируется произвольное внимание.

О чём следует знать в первую очередь?

Если вы решили посетить консультацию логопеда во время беременности, заранее очертите круг вопросов, которые следует задать. Попросите у специалиста краткую информацию о том, как развивается нервная система малыша, пока он ещё не родился, какие факторы нужно учесть. Узнайте, как устроить свою жизнь в период ожидания, чтобы максимально оградить ребёнка от каких-либо вредных воздействий. Спросите, как развивается речь в первые месяцы жизни, на что обратить внимание, какую провести профилактику. Специалист может не только поделиться с вами этими знаниями, но ещё и научить, как играть с малышом, что читать, как заниматься, в какие режимные моменты это лучше делать. Кроме того, логопед подскажет, с какой литературой следует ознакомиться, чтобы не выбирать самим из огромного вороха существующих книг, многие из которых содержат немало методических ошибок.

Кабинет логопедической помощи и предшкольной подготовки «Логопед»:

  • бесплатная первичная консультация;
  • диагностика и коррекция речевых нарушений;
  • комплексные занятия по подготовке к школе;
  • коррекция нарушений письма и речи;
  • консультации для родителей.

Ислентьева Лилиана Анатольевна

Тел.: 8-903-048-2752

E-mail: lana_nvkz@mail.ru

Адрес: г.Новокузнецк, ул.Пожарского, 32, каб.11

Анастасия Лыкова
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter